Народные художественные промыслы на Севере – одна из составных частей народной культуры, сохранившейся здесь с давних времен. Один из наиболее известных промыслов – вологодское кружевоплетение.
Вологодское кружевоплетение
Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой (тесьмой, «вилюшкой»); они четко вырисовываются на фоне узорных решеток, украшенных насновками в виде звездочек и розеток. В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки.
Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 в., но как промысел существует с первой четверти 19 века. Начало промысла относится к 1820 г., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. Скатерти, салфетки, занавески, разнообразные накидки, панно, перчатки, жилеты, косынки, шарфы, покрывала, мерные кружева и многое другое напоминает нам морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну березовых рощ. Оно вносит в современный интерьер благородство, возвышенность, сердечную теплоту.
Среди других художественных промыслов далеко за пределами края известны шемогодская ажурная резьба по бересте, по дереву, резьба по кости, каргопольские глиняные игрушки, великоустюжское чернение по серебру и т. д.
Каргопольская глиняная игрушка
Самой большой известностью в нашей стране пользуются дымковские, или вятские, глиняные игрушки. Но мало кто знает, что история дымковской игрушки тесно связана с Вологодским краем. В XVв. великий князь Иван III стремился подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга. Многих ремесленников из этого северного города переселили в глухие места на реку Вятку, в окрестности города Хлынова. Переселенцы основали слободу, которую назвали Дымково – так же, как называлась дорогая их сердцам местность под Великим Устюгом. Там, по преданию, и появились в конце XV–начале XVI в. дымковские игрушки.
Другим не менее известным центром глиняной игрушки стал Каргополь. Примечательная особенность каргопольской игрушки заключается в том, что наряду с традиционными фигурками мастера лепили и фантастических животных. Большинство изделий – отдельно стоящие фигурки. Но иногда создавались и несложные композиции с участием двух-трех персонажей, объединенных простым действием.
Каргопольские игрушки – это фигурки небольшого размера (8–14 см). Пропорции человеческого тела у персонажей несколько нарушены, что придает им грубовато-наивную выразительность. У них крупные головы, длинное туловище, а руки и ноги короткие.
Роспись каргопольской игрушки своеобразна. Ее цветовая гамма приглушена, по-северному сдержанна. Для нее характерны розовые, зеленые, сиренево-синие, желтые, оранжевые и красные краски неярких оттенков. Мастера применяли три приема росписи: 1) окраска отдельных частей фигурки одним цветом; 2) наложение цветовых пятен; 3) простой узор из прямых и волнистых линий. Каргопольская игрушка – искусство крестьянское, без ощутимых влияний городской культуры. В ней во всей полноте отразились представления русского крестьянства о жизни и красоте.
Шемогодская резьба по бересте
Характерно устюжское народное художественное ремесло, известное здесь с конца XVIII века. По наименованию протекающей здесь речки Шемогсы, резьба по бересте именуется «шемогодской резьбой». В деревнях, расположенных по берегам Шемогсы, еще в XVIII веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по бересте. Художественные особенности резьбы по бересте обусловлены свойствами материала: береста от молодой березы, мягкая и податливая под ножом резчика, уверенная рука которого легко вырезает мотив рисунка по наметке, а иногда просто «по памяти». После этого пластина бересты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга. Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла все поле резьбы узорным кружевом. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов - «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу четкой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. Современные мастера Шемогодья, обобщая опыт предыдущих поколений, творчески развивая традиционные сюжеты и орнаменты, продолжают удивлять нас прекрасными произведениями искусства.
Резьба по кости
Искусство резьбы по кости - яркое проявление народной художественной культуры Европейского севера России. Обработка кости имеет древние традиции, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. Всемирно известный центр косторезного искусства находится в г. Холмогоры.
Для произведения косторезных изделий применяют трубчатую кость крупного рогатого скота - "цевку" и рог. Форма кости, ее белый цвет и матовость поверхности дают возможность народным мастерам. Из кости делают различные бытовые предметы – ножи для разрезания бумаги, игольницы, карандашницы, шкатулки, вязальные крючки, гребни, заколки, шпильки. Также делают различные ювелирные украшения – серьги, кулоны, броши, бусы, браслеты и художественные плашки для ножей.
Мастера используют разные способы обработки кости - рельефную и ажурную резьбу, гравировку. Рельефная резьба заключается в следующем: на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости. Ажурная резьба на проем отличается от рельефной тем, что в местах фона сверлят отверстия. При гравировке вначале на костяной пластинке делают рисунок, затем гравировальной иглой наносят линии различной глубины.
Народные мастера используют в своей работе, и ценные виды кости - мамонта и моржа. Холмогорский косторезный промысел существует уже на протяжении 400 лет. Центром производства таких изделий является г. Холмогоры Архангельской области и отдаленные деревни.
Великоустюжское чернение по серебру
Русский художественный промысел, сложившийся в 18 веке в городе Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью, украшенной чернью: в 18 веке - богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки; в 19 веке - более сухие, часто документальные изображения городов и географических карт.
В середине 19 веке получил развитие растительный узор, построенный на контрастах тёмного и светлого и сплошь покрывающий поверхность брошей, запонок и др.. К началу 20 веке промысел заглох. В 1929 начал возрождаться, с 1933 работает артель (с 1960 - фабрика) "Северная чернь", изделия украшаются тщательно выполненным черновым рисунком, равномерно заполняющим поверхность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий